Вы впервые задумались об уколах ботулотоксина, чаще…
Ваша заявка отправлена администратору
Мы свяжемся с вами в ближайшее время
Вы впервые задумались об уколах ботулотоксина, чаще…
Невыносимые боли в спине и позвоночнике — причины частичной или полной потери трудоспособности и резкого снижения качества жизни, которые угрожают 85% трудоспособного населения в возрасте старше 35 лет. Мы поговорили со спинальным нейрохирургом Амиром Муратовичем Мержоевым (Мереджи), чтобы разобраться, какие эндогенные и экзогенные факторы приводят к дегенеративным заболеваниям позвоночника, как их лечить и при каких симптомах стоит обратиться к врачу. Кроме того, Амир Муратович рассказал нам о роли генетического фактора, случаях из медицинской практики и профессии врача-нейрохирурга. Интервью публикуется впервые.
— Амир Муратович, проблемы с позвоночником, боли в спине — одна из самых распространенных жалоб среди взрослого населения нашей страны. Согласно «Атласу здоровья» ВОЗ, 80% жителей развитых и развивающихся стран страдают от дегенеративных заболеваний позвоночника. Примечательно, что среди лидеров — Австрия, Германия, Франция и США — то есть страны с хорошей медициной и комфортными для жизни условиями. Для России эта проблема тоже актуальна. Вопрос: что не так в образе жизни современного человека? Отчего так страдает позвоночник?
Амир Муратович: Добрый день! Считается, что увеличение количества проблем с позвоночником и частоты заболеваний связано с тем, что человек окружил себя комфортом. Возможно, это и не так. Во-первых, сегодня, чтобы прокормить себя, часто человеку нет необходимости заниматься физической работой. Теперь он может просто сидеть за компьютером.
Во-вторых, в области спинальной нейрохирургии появились новые методы диагностики дегенеративных заболеваний позвоночника, которых не было раньше. Если сделать МРТ, то практически всегда можно обнаружить какие-либо грыжи, артрозы и так далее. И здесь нужно разбираться, насколько выявленные изменения являются клинически значимыми. Безусловно, для позвоночника более целесообразным и правильным является динамический образ жизни — минимум статики, однообразных поз, сидячего положения. Современный человек много времени проводит в дороге — часто стоит в пробках, потом он сидит на работе. Офисная работа, конечно, усугубляет проблему — увеличивает количество заболеваний позвоночника.
Одна из теорий заключается в том, что человек, пребывая в статичном положении, испытывает осевую нагрузку. В это время давление внутри межпозвонковых дисков повышается. А питание в самом диске, внутри которого нет сосудов, осуществляется путем диффузии. Питательные вещества должны как-то поступать в диск. А когда внутри них возрастает давление, то есть когда человек сидит, процесс проникновения в них питательных веществ затрудняется. И это может увеличить вероятность дегенерации межпозвонковых дисков — появляются грыжи, протрузии, стенозы позвоночного канала. Когда человек встает, ходит, бегает — то есть пребывает в динамике, давление в дисках уменьшается, а поступление питательных веществ возобновляется.
В-третьих, опять же, если человек сидит в какой-либо однообразной позе, то чтобы поддерживать это статичное положение, связки и мышцы должны напрячься. Приведу пример. Вытягивайте руку вперед и постойте так минут 5, что будет? Рука станет тяжелой и будет болеть. То же самое происходит и с мышцам спины. Чтобы удержать тело в вертикальном положении, они должны напрячься. Далее мышцы устают и уже не справляются с этой нагрузкой. Что происходит? Нагрузка передается на связочно-суставной аппарат позвоночника и на межпозвонковые диски соответственно. Затем она усиливается, и позвоночник страдает. Это тоже одна из теорий.
На мой взгляд, наиболее вероятным является сочетание всех этих факторов, то есть следует подходить к вопросу с точки зрения полиэтиологичности дегенеративных заболеваний позвоночника — объединить все эти теории в одну, принимая во внимание каждую в отдельности.
В четвертых, существует момент генетической предрасположенности. Это значит, что индивидуальный код ДНК предопределяет, например, раннее старение костной ткани или проблемы с питанием межпозвонковых дисков. Генетическая предрасположенность — важная причина заболеваний позвоночника и хронических болей в спине. Можно сказать, что на уровне генов при рождении Творцом нашим заложено, будут ли у человека проблемы с позвоночником. Возможно, эти врожденные склонности проявляются, когда человек сталкивается с особыми экзофакторами. Выходит, если у него есть генетическая предрасположенность, то под воздействием таких отрицательных условий внешней среды, как сидячий образ жизни, отсутствие динамики, избыточный вес, чрезмерные физические нагрузки, травма, курение, разрушительное воздействие токсинов — заболевание проявится. Про курение уже однозначно доказано, что привычка плохо влияет на здоровье позвоночника.
Почему я вообще заговорил о роли генетической предрасположенности при заболеваниях позвоночника? Дело в том, что зачастую к нам в клинику обращаются пациенты, которые ведут самый, что ни на есть здоровый и динамичный образ жизни. Мы такой образ жизни советуем и для профилактики, и тем, кто восстанавливается после операции: каждый день заниматься активной ходьбой по 5 км, регулярно — плаванием, бороться с избыточным весом, бросить курение. И вот к нам приходят пациенты с серьезными морфологическими изменениями и клиническими проблемами с позвоночником, которые всю жизнь вели именно такой здоровый образ жизни, то есть самый оптимальный для позвоночника. Вопрос, если пациент вел себя так хорошо, если все это было так прекрасно — тогда почему у него межпозвонковая грыжа? Почему у него деформация позвоночника? Поэтому здесь, я думаю, как раз играет роль генетическая предрасположенность. Как говорится, от судьбы не уйти.
— Спасибо за такой развернутый, подробный и интересный ответ! Выходит, что проблемы скрываются не только в условиях или образе жизни, но и в генах — таинственный фактор, который мы недооцениваем. Амир Муратович, теперь поговорим о вас. Вы входите в ТОП-10 лучших нейрохирургов Санкт-Петербурга по версии независимых ресурсов, таких как «Напоправку.ру». Длинные письма благодарности приходят от пациентов из разных регионов. Подскажите, а где вы учились и почему выбрали именно специальность нейрохирурга?
Амир Муратович: Сразу сделаю поправку по поводу «ТОП-10 ведущих нейрохирургов». Нейрохирургия — большое направление. Одни врачи лечат опухоли мозга, другие — заболевания сосудов и так далее. Я спинальный нейрохирург. В нашей клинике мы занимаемся лечением дегенеративных заболеваний позвоночника, хронической боли в спине. Подбирая метод, мы опираемся прежде всего на многолетний опыт работы с пациентами. Иногда мы оперируем собственных коллег из клиники, их родственников, коллег из других клиник.
Возможно мы действительно достигли хороших результатов в хирургическом и интервенционном лечении заболеваний позвоночника. Но говорить, что я вхожу в топ-10 лучших нейрохирургов Санкт-Петербурга… не знаю, — по-моему это громкие слова. Просто именно в нашей области мы добились хороших результатов.
А процесс обучения был довольно разнообразным. Сперва я окончил медицинский факультет Кабардино-Балкарского государственного университета (6 лет). Получил общий диплом врача, а после этого начал обучение конкретной специальности в институте нейрохирургии им. Поленова в Санкт-Петербурге. Закончил интернатуру, аспирантуру, проходил практику.
— Вы учитесь постоянно — к этому профессия нейрохирурга обязывает.
Амир Муратович: Да, учатся нейрохирурги и правда много. Мы постоянно выезжаем на обучение в другие города, выступаем на конференциях. На основании опыта работы с пациентами клиники Пирогова и наблюдений из практики, я веду научную работу, особенно по части эндоскопических операций на позвоночнике при грыжах и стенозах, поскольку сейчас это очень актуально. Исследования вышли в научных журналах по нейрохирургии, рецензируемых ВАК. В большей степени занимаюсь, конечно, практикой — внедрением новых доступов и методов хирургического лечения. Однако и научно-исследовательскую работу тоже веду.
— Амир Муратович, подводя итог сказанному, сможете обозначить сферу ваших научных интересов?
Амир Муратович: Оперативное дегенеративных лечение заболеваний позвоночника, эндоскопические и микрохирургические операции в спинальной хирургии, интервенционное лечение хронической боли, если кратко.
— Как вы относитесь к участию в мастер-классах, научных конференциях, тренингах и симпозиумах, к работе Ассоциации нейрохирургов?
Амир Муратович: Я считаю, что это очень важно. Миссия и цель нашей клиники — помочь пациентам, оказать современную помощь на основе научно-доказательной медицины. Наша философия заключается в том, чтобы оказать эту помощь, используя настолько минимально инвазивные методики, насколько это возможно и эффективно для каждого отдельного пациента. На съездах и мероприятиях Ассоциации собираются нейрохирурги со всей России и рассказывают о своих научных и медицинских достижениях, об их методах лечения. Это ценная возможность делиться знаниями с коллегами. Как правило, обсуждаются не банальные вопросы, а те проблемы, которые действительно беспокоят медицинское и научное сообщество. Для лечения пациентов это очень важно.
—Какие операции в вашей практике являются самыми востребованными, то есть, с какими проблемами чаще всего обращаются пациенты?
Амир Муратович: Чаще всего пациенты обращаются с такими дегенеративными заболеваниями позвоночника, как грыжи, стенозы, спондилолистезы разных отделов: шейного, поясничного и т.д. Для решения этих проблем мы выполняем эндоскопические и микрохирургические операции. Часто обращаются с болевыми синдромами и с хронической болью в спине, которые вызваны патологиями позвоночника. Если у пациента нет показаний к операции, мы используем интервенционные методы лечения. Инъекции смесей специальных препаратов вводятся под рентген-навигацией в очаги воспаления, проблемные зоны и области проводников боли. Также мы используем радиочастотные технологии, которые позволяют купировать дискомфортные болевые ощущения. Таковы основные направления нашей деятельности.
Например, если пациент приходит с болью в спине, которая иррадиирует в ногу, ему сначала нужно сделать МРТ. Допустим, мы обнаружили небольшую грыжу. Далее после обследования выясняется, что абсолютных показаний для проведения операции нет — нет механической грубой компрессии корешка, нет очаговой неврологической симптоматики: онемения и слабости конечностей. В этом случае применяются интервенционные методы лечения.
Иногда источники боли находятся глубоко в позвоночнике: 10 см, 7 см, 12 см, 13 см, даже 15 см. Попасть в это место без помощи медицинского оборудования и оптики, конечно же, невозможно. Что мы тогда делаем? Мы вводим специальный препарат под рентген-контролем. При грубой механической компрессии спинномозгового корешка (корешковый синдром) используются, как правило, хирургические методы лечения. Если есть механическая компрессия или большие грыжи — интервенционное лечение нецелесообразно, требуется оперативное вмешательство. Эндоскопические и микрохирургические методики дают хороший результат.
Из-за смещения позвоночника у пациента сформировался стеноз, произошла компрессия корешков позвоночного канала. Нейрохирург Амир Муратович Мереджи (Мержоев) выполняет операцию по декомпрессии корешков позвоночного канала, фиксирует винтами сегмент L4-L5 и установливает межтеловой кейдж. Отметим, что в нашей клинике мы стараемся избегать установки металлоконструкций, отдавая предпочтение малоинвазивным эндоскопическим методикам. Этот случай — исключительный, а спондилолистез (смещение позвонка) с нестабильностью является абсолютным показанием для использования имплантатов.
— Амир Муратович, резюмируйте, пожалуйста, — каковы основные направления работы отделения нейрохирургии в клинике Пирогова?
Амир Муратович: Хорошо, обозначим их следующим образом:
— Теперь достаточно распространенный вопрос, которым часто задаются пациенты: как понять, к кому обратиться — к неврологу или к нейрохирургу?
Амир Муратович: Ответ здесь довольно простой. Допустим, пациента мучает боль в спине, он сделал МРТ, и ему поставили диагноз дегенеративной патологии того или иного отдела позвоночника. Если он еще не лечился консервативно, то к нейрохирургу обращаться не нужно. Следует в первую очередь обратиться к неврологу и провести курс консервативной терапии при болях в спине, шейном и грудном отделах позвоночника. Как правило, у пациентов с болью в спине, иррадиирующей в конечности, но без неврологической симптоматики на МРТ выявляются межпозвонковые грыжи или стенозы позвоночного канала. Если такой пациент еще не лечился консервативно, то он тоже может обратиться сначала к неврологу. Когда пациентам не помогает консервативная терапия и болевой синдром не проходит — вот тогда уже нужно идти к нейрохирургу.
В случае если у пациента болевой синдром с грубыми неврологическими нарушениями, онемением и слабостью в конечностях или нарушением функции тазовых органов, то сразу нужно обращаться к нейрохирургу. Здесь может потребоваться операция по срочным показаниям. Важно, не упустить время! Ибо нарушенные неврологические функции могут не восстановиться даже после операции, если пройдет слишком много времени.
Если у Вас остались вопросы к Амиру Муратовичу Мержоеву (Мереджи) или вы хотели бы записаться к нейрохирургу на прием, позвоните нам по номеру +7 (812) 320-70-00 — специалисты контактного центра расскажут о действующих акциях и скидках на лечение, помогут подобрать удобное время для консультации и уточнят стоимость услуг.
Перезвоним, проконсультируем и запишем Вас на прием!
Перезвоним, проконсультируем и запишем Вас на прием!